Колумб в море филокартии

Известный казанский журналист, коллекционер-филокартист, издатель оригинальных раритетных буклетов и альбомов и к тому же наш земляк Абдулла Ибрагимович Дубин любит повторять слова Виталия Бианки: «Любой краевед - маленький Колумб».

Действительно, краеведение, коллекционирование приводит к замечательным открытиям, расширяет горизонты окружающего нас мира, воскрешает забытые страницы нашей жизни.

Я всегда удивляюсь, как Абдулла разглядывает заинтересовавшую его открытку. Для него значение имеет все – и сохранность, и качество иллюстрации, и марка, и место гашения, и форма штемпеля, и рекламный текст. Истинный коллекционер должен иметь массу познаний в области филокартии. Но к этому приходят не сразу.

Абдулла родился в Астрахани за три месяца до начала Великой Отечественной войны. Он был четырнадцатым ребенком в семье Ибрагима Хасановича Дубина, который трудился тестомесом на хлебозаводе им. Лемисова. Учился Абдулла сначала в четырехклассной школе на ул. Седовцев, а завершил учебу на Криуше, в средней школе им. Чапаева. Еще учась в школе, он принимал участие в самодеятельности, организованной при клубе АстрГРЭС. Но неумолимо его влек к себе театр. Когда в драмтеатре был объявлен конкурс во вспомогательный состав театра, Дубин принял в нем участие. Из трехсот человек режиссер Михаил Ваховский отобрал только двенадцать. Среди счастливчиков был и Абдулла Дубин. Кстати, в эту дюжину попал известный в будущем режиссер и артист Владимир Меньшов.

Артисты вспомогательного состава получали мизерную зарплату, и Абдулла устроился на Астраханскую телестудию помощником режиссера и диктором. Тогда ведущим диктором на студии была великолепная Зоя Литяга. А Дубина первое время в «кадр» не пускали, он лишь озвучивал различные видеоматериалы. Тогда я и познакомился с Абдуллой Ибрагимовичем. Именно тогда, по просьбе известного тележурналиста Кирилла Сенягина я принимал участие в популярной передаче «Для вас, сельчане». Я рассказывал об истории сел нашего края, сопровождая это повествование своими рисунками. Когда показывали мои иллюстрации, за кадром звучал голос Дубина.

В 1961 году Абдулла Ибрагимович поступает в Казанское театральное училище. На следующий год он сдает экзамен в ГИТИС на режиссерский факультет. Но жизнь в Москве оказалась очень трудной, что заставило его перейти на заочное отделение. Дубин вернулся в Казань и стал работать на местной телестудии. Вскоре он получает звание диктора телевидения и радиовещания высшей категории.

Как-то, гуляя по Казани, он оказался у памятника Бутлерову, где собирались казанские коллекционеры. Ему нужна была одна старинная книга, но ее не оказалось. Зато какой-то старичок предложил ему с десяток старинных открыток. Он купил их и был поражен. Бывшая Большая проломная – это теперь ул. Баумана. Кроме названия, изменился и облик улицы. А вот химический корпус университета. Прежде на этом месте стоял великолепный Воскресенский собор. Там, где был сквер Державину, возведен академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.

Как изменился облик города! А каким он был в начале XX века, могут дать представление только старинные открытки. И Дубин стал их коллекционировать. Коллекция пополнялась стремительно. К 1999 году она насчитывала около 1000 экземпляров. В основном это виды Казани и Астрахани. Дубин решил использовать это богатство в печати.

Начал он с буклетов. И первым был буклет об Астрахани «Реквием по утраченному», где представлены замечательные архитектурные памятники нашего города, сохранившиеся только на старинных открытках. Вскоре появляется буклет «Старая Астрахань и ее окрестности», где показаны удивительные места Волжской дельты – исторический дом на Житненском промысле, где Александр II наблюдал за работой неводчиков-калмыков, ловецкий стан, рыбацкая тоня, виды Нобелевского городка, курорт «Тинаки», виноградники Лебедева…

Позже Дубин издает и множество других буклетов: «Казань на рубеже веков и тысячелетий», «Казанская международная выставка 1909 года», «Казань глазами Фетина, Шаляпина, Тукая», «Чистополь на Каме», «Елабуга Шишкина и Цветаевой», «Тетюши над Волгой». Все это издавалось в Казани. В столице Татарстана появляются и замечательные эксклюзивные фотоальбомы Абдуллы Ибрагимовича: «Казань 1000-летняя на старинных открытках», «Древняя Казань с птичьего полета», «Астрахань историческая». Очень впечатляет фотоальбом «Старая Волга», где показана во всем многообразии великая река от Твери до Астрахани.

«Волга-мать и краса рек, Волга – золотое дно, божья колыбель. Во всей России нет ни свежее, ни здоровее людей, как на берегах ее», - писал профессор Казанского императорского университета Карл Фукс. Злой иронией звучат сейчас слова известного ученого. Волга стала другой. Каскады плотин и покрытые зеленью водорослей водохранилища изменили мерное течение реки. Ценные породы рыб стали редкостью, волжский флот умирает.

Но не будем о грустном. Многие города на берегах Волги меняются к лучшему, становятся красивее и чище. В этом отношении показателен буклет «Астрахань на рубежах столетий», изданный Дубиным к 450-летию Астрахани. В 15 скомпонованных двусторонних цветных и черно-белых документальных открытках предстает Астрахань конца XIX – начала XXI века. Например, вокзал, сделанный в восточном стиле, претерпел значительные изменения, но еще сохраняет восточную экзотику в архитектуре. Красная мечеть на Больших исадах в годы советской власти потеряла свой минарет, но теперь он восстановлен и очень привлекательно смотрится на открытке. Восстановлена величественная колокольня Девичьего монастыря, но она еще не запечатлена на новейших открытках. Вот вид на кремль со стороны Соборной площади. Теперь эта панорама смотрится более привлекательной. На Архиерейской башне имеется деревянный шатер, вместо булыжной мостовой асфальтовые покрытия.

Интересна старинная открытка «Привет из Астрахани». Мы видим часть Зелейного двора и вид на Пыточную башню, на которой нет шатра. От этого уголка крепости веет какой-то неухоженностью. С зубцов и прясел стены во многих местах слетела штукатурка. На Зелейном дворе какой-то деревянный покосившийся сарай, груды кирпича. И вот открытка начала XXI века. На ней мы видим ухоженный уголок Астраханского кремля, вновь воссозданные ворота, ведущие в Зелейный двор, отреставрированное прясло стены, белоснежная линия зубцов, восстановленный деревянный шатер над башней, которого не было 300 лет. Однако этого красочного уголка сейчас нет. Он исчез всего несколько лет назад. По всему периметру прясел кремлевской стены возвели деревянный навес, покоящийся на тяжелых каменных неуклюжих столбах, которые местами уже деформировали прясло стены. Произведены огромнейшие затраты, но ради чего? Исчез неповторимый силуэт кремля, его своеобразная легкость.

Руководители реставрации кремля ссылаются на то, что так было в XVII веке. Представьте такой навес над стенами Московского кремля. А ведь он тоже там был в XVI-XVII веках.

До неузнаваемости изменена площадь Ленина. На открытках она - образчик оформления больших городских пространств эпох социализма. А сейчас? Мы долго обсуждали с Дубиным эту тему. Наконец он заметил, что об этом давно уже сказал свое слово А.С. Пушкин, и процитировал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. Дикость, подлость, невежество ненавидят прошлое, пресмыкаясь перед одним настоящим».

Сейчас Абдулла Ибрагимович готовит новый альбом о Казани, средства на издание которого выделил государственный советник Татарстана Ментимер Шаймиев. Ждет своего выхода в свет и эксклюзивный альбом «Старая Кама».

Пожелаем же новых удач неутомимому филокартисту.

 
По теме
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой
В Астраханском театре оперы и балета состоялся Совет по культуре при губернаторе АО - Газета Енотаевский вестник На обсуждение были вынесены вопросы о предстоящих событиях культурной жизни в Астраханской области Во время заседания работники культуры региона познакомились,
Газета Енотаевский вестник