Год памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)

Год памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)
Год памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)
Год памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)
Год памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)
Фото: astreparh.ru


По благословению Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Астраханского и Камызякского, 2019 год объявлен «Годом памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)» и утверждена программа проведения праздничных мероприятий:

1. Установление памятной доски на месте расстрела священномученика Митрофана.
2. Написание иконы новомучеников Астраханских.
3. Издание книги, посвященной новомученикам Астраханским.
4. Проведение круглого стола «Подвиг мученичества».
5. Съемка документального фильма о жизни и служении священномученика Митрофана (Краснопольского).
6. Торжественное богослужение в день памяти священномученика Митрофана и молебен на месте его расстрела. (6 июля 2019 г.)
7. Выставка, посвященная новомученикам Астраханским.
8. Проведение международной конференции «Крестный путь архиепископа Митрофана (Краснопольского)» в рамках международного библиотечного проекта «Астрахань – Минск – Витебск: культурный диалог» (ноябрь 2019 г.).

В 2019 году исполняется 100 лет со дня мученической кончины священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского и Царевского. Вся православная Астрахань молитвенно прославляет святителя Митрофана, бесстрашного защитника святых устоев Православия, замечательнейшего проповедника слова Божия, которым он вдохновлял души истинных чад Церкви на благодатные труды во славу Божию. Жизнь священномученика Митрофана – это подвиг, путь, указанный Господом, который он считал для себя единственно верным и спасительным.

Священномученик Митрофан родился 22 октября 1869 г. в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии. При святом крещении его назвали Димитрием, в честь святителя Димитрия Ростовского, и будущий защитник святых устоев Православия воспринял от своего небесного покровителя замечательнейший дар проповеди слова Божия.

В детстве и отрочестве будущий владыка испытал много скорбей, которые наложили на его лицо неизгладимую печать строгой задумчивости. Мать владыки, Анастасия Семёновна, была дочерью сельского причетника, бедного, но благочестивого, вышла замуж за простого рабочего Иоанна Краснопольского. В слободе Алексеевка он работал на небольшом кирпичном заводе, делал кирпичи. Жили они в страшной бедности, самой Анастасии Семёновне приходилось помогать своему мужу, делать кирпичи. Среди всех этих скорбей и бедствий она всегда молилась Богу и просила, чтобы дал Он ей сына, священника. И вот Бог дал ей сына Димитрия. Шли годы. Мальчик рос, а затем пришло время отдавать его в школу. Здесь же в слободе он и учился. Учился прилежно, и окончил школу первым учеником. Отец повез Димитрия в город, чтобы определить в духовное училище, но это было не так просто.

Учились здесь только дети духовенства, а Димитрий был сыном каменщика, и по всем законам дорога в училище ему была закрыта. По милости Божией для Димитрия явился благодетель – его учитель по слободской школе, полюбивший Диму за прилежность в учебе. Он усиленно ходатайствовал об определении мальчика в духовное училище, и содержал его за свой счёт. Родители Димитрия радовались, что сын их будет духовным. Но у самого мальчика начались большие скорби. Сверстники, учившиеся вместе с ним, сильно обижали его, считая его выходцем не из их круга. Оказавшись в таком бесчеловечном окружении, будущий святитель стал больше замыкаться в себе, полностью углубившись в учёбу. Несмотря на все испытания, по окончании училища, Димитрий поступает в духовную семинарию в г. Воронеже. Здесь, в семинарии, он уже содержал себя сам, зарабатывая частными уроками. В 1890 г. Димитрий закончил духовную семинарию, женился, и в этом же году, к необыкновенной радости его матери (отец не дожил до этого дня), его рукополагают в сан дьякона. Служил он в родной слободе Алексеевка, в местной Троицкой церкви, где до сего времени бережно сохраняется память о священномученике Митрофане. Через три года умирает его супруга. Отец Дмитрий усмотрел в этом особый промысел Божий, призывающий его на путь монашеского подвига.

В 1893 г. он поступает в Киевскую Духовную Академию с целью продолжить своё образование и, укрепляясь духом Киевских монастырей, особенно Киево-Печерской Лавры, подготовить себя к монашеству. В 1896 г. отец Димитрий принимает иноческий постриг с именем Митрофан, в честь святителя Митрофана Воронежского. Два великих святителя - Димитрий Ростовский и Митрофан Воронежский - стали для архиепископа Митрофана двумя столпами, определяющими его жизненное устроение и двумя светочами, ведущими его к истинной цели его жизни - ко Христу. Выбор монашеского пути был не случаен. 15 июня 1897 г. иеродьякон Митрофан был рукоположен в иеромонаха, а в 1898 г., по окончании курса в Киевской Духовной Академии со степенью кандидата Богословия, магистранта, он был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии. Затем Митрофан переводится в Могилёв, где он возводится в сан архимандрита и назначается ректором местной семинарии. 14 лет в жизни священномученика Митрофана было связано с его пастырскими трудами на Белорусской земле. 25 января 1907 г. Высочайше повелено было ему быть епископом Гомельским, викарием Могилёвской епархии.

Наречение во епископа происходило в Санкт-Петербурге 10 февраля и 11 февраля хиротония в Александро-Невской Лавре. В своей речи, при наречении его во епископа Гомельского, Митрофан заявил что за основу своей архипастырской деятельности он поставит борьбу с инородческой пропагандой и сектантством. Владыка много заботился о неимущих. С 1907 по 1912 гг. избранный представителем в третью Государственную Думу от Русской Православной Церкви, он мужественно отстаивал интересы Православия духовных школ и всех истинных чад Матери Церкви против яростных нападок леворадикальной части депутатов. На пятой сессии 16 апреля 1912 г. владыка Митрофан произнес сильную речь в защиту Православной Церкви, а 13 мая, вместе с другим членом Думы – епископом Евлогием (Георгиевским), защищал тезис о значении Православной Церкви в России, как первенствующей. Епископу Митрофану выпало тяжелое послушание: в стенах, где собрались люди, в большей части уже потерявшие веру, речь владыки стала настоящей проповедью торжества Православия, бичующей и клеймящей позором всех врагов Церкви Христовой. 3 ноября 1912 г. владыка Митрофан был Высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. На новой кафедре святитель горячо отстаивал интересы Православной Церкви и русского (белорусского) населения края против усилившихся после революционных событий 1905-1907 гг. католической пропаганды и польского засилья. За эту непоколебимую позицию духовенство г. Минска называло владыку Митрофана, «стойким борцом за православно-русское дело».

Владыка сознавал, как важно было для простого русского человека церковное образование в целях укрепления его веры. С благословения святителя, каждый год в Минске проводился трезвенный крестный ход, раздавалась бесплатная литература. Епископ Митрофан поставил на должную высоту в народе память небесных покровителей епархии: святых святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, святого мученика младенца Гавриила, убитого иноверцами, была написана икона Минских святых, где они все собраны вместе, осеняемые Покровом Богоматери. Владыка решил создать в центре древней Туровской епархии, городке Турове, величественный каменный храм в честь святителя Кирилла Туровского, но этому помешала Первая мировая война в августе 1914 г. Владыка часто выезжал на фронт для воодушевления русских воинов и благословения их на ратные подвиги. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени владыка Митрофан был 14 мая 1916 г. награжден орденом Святого Александра Невского.

11 июля 1916 г. последовало Высочайшее повеление о перемещении епископа Митрофана на Астраханскую кафедру и 11 августа 1916 г. новый архипастырь Астраханской епархии, преосвященный Митрофан, прибыл к месту своего служения. В приветственной речи владыка сказал: «…И чувствуя, и сознавая трудность для себя служения в этом своеобразном и новом для меня крае, в сей знаменательный момент вступления на кафедру святителей астраханских, испытываю живейшую потребность сердца обратится к вам с усердным прошением умножить свои молитвы, чтобы мое служение и учение среди вас не были бесплодны. Приими и от меня, Богом данная паства астраханская, мой привет, мою любовь, мои молитвы и благословение».

По прибытии в Астрахань владыка присутствовал на панихиде у могилы святителя Иосифа, митрополита Астраханского. В молитвенной задумчивости испрашивал епископ Митрофан благословения на свои архипастырские труды на новом месте служения у молитвенного покровителя земли астраханской – священномученика Иосифа. И святитель Иосиф благословил, укрепил и направил его по своим стопам на Голгофский крест, чтобы «положить душу за паству свою». 14 Августа владыка совершал первую литургию в Успенском соборе и произнес пламенную проповедь, не оставившую равнодушной ни одного из всех присутствовавших в храме. Владыка подвигал свою паству на дела благотворительности и милосердия, духовно поддерживал Родину в тяжелой брани с врагом своей молитвой, трудом, верностью Государю и Святой Церкви Православной. По его благословению открыт Епархиальный лазарет, при Чуркинской пустыни устроена школа для детей беженцев, и обитель содержала школу на свои средства. 15 января 1917 г. в Астрахани в здании Епархиальной библиотеки открыты курсы по обучению миссионерскому делу. За краткое время епископ Митрофан сумел стяжать искреннюю любовь своей паствы и уважение местного духовенства. Все это сыграло важную роль в годину грядущих испытаний.

25 февраля 1917 г. в России народ восстал против своего Государя, Помазанника Божия и царь Николай II, во избежание кровопролитнейшей гражданской войны, которая в условиях войны с Германией была бы смертельной для России, подписал акт отречения от престола. Своего отношения к происходящим в России событиям епископ Митрофан не скрывал ни от кого. На заседании от 4 марта 1917 г. в Исполнительном Комитете было сообщено, «что в среде духовенства определенно заявляют, что Астраханский епископ Митрофан враждебно относится к происшедшей перемене государственного строя и не скрывает этого своего враждебного отношения, как от духовенства, так и от частных лиц». Подчинившись решению Св. Синода, владыка признал Временное правительство и благословил свою паству молится за него. Сам же он в душе прозревал надвигающеюся катастрофу, толчком для которой и послужили скорбные февральские события. Да и в самой епархии начинались нестроения. Распропагандированное современными веяниями «свобод» местное духовенство, возжелало реформ, чему епископ Митрофан стал крайним противником. Происходившее в среде духовенства брожение вылилось против правящего архиерея и реформаторы добивались его смещения. Но любовь астраханцев к своему архипастырю не дала этому случится. Происходивший в Астрахани в апреле 1917 г. Епархиальный съезд поддержал епископа Митрофана и воспротивился его смещению.

Наступило некоторое облегчение. Появившееся вскоре сообщение о созыве Поместного собора, придало владыке новые силы. С этим были связаны чаяния его о Патриархе. Мысль о восстановлении Патриаршества давно стала вдохновляющей мечтою для священномученика Митрофана. Вместе со своим намерением добиваться на Поместном соборе восстановления Патриаршества и, выражая горячее желание своей паствы, владыка решил поставить вопрос о канонизации священномученика Иосифа митрополита Астраханского. В 1911 г., благодаря ходатайству перед епархиальным начальством представителей светского общества во главе с астраханским губернатором ген.-лейт. И. Н. Соколовским, был образован «Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа». Рассмотрев все эти свидетельства, Святейший Синод ясно определили, что святитель Иосиф занимает достойнейшее место в сонме святых в России просиявших и что прославление его справедливо и неотложно. Но скорбные для России события Первой Мировой войны и февральская революция отодвинули прославление на неопределенное будущее. Революционный обер-прокурор Священного Синода кн. Львов и слышать не хотел о причислении к лику святых митрополита Иосифа убиенного, были подвергнуты сомнению результаты работы «Комитета по открытию и прославлению честных останков митрополит Иосифа». Одни из членов этой комиссии Н. Кочергин вспоминал: «Мне и моему брату Е. Кочергину владыка поручил составить житие св. Иосифа, тропарь и кондак, профессору А.А. Дмитриевскому – службу святителю, сам владыка взял на себя обязанность составить акафист, художнику Цветкову было поручено написать икону угоднику».

11 августа 1917 г. епископ Митрофан, вместе с другими выбранными делегатами: протоиереем Н.Н. Летницким (ректор семинарии), И.И. Великановым (псаломщик), В.В. Новолетовым (преподаватель семинарии) и М.П. Романовым (врач) выехал на поезде в Москву для участия в работе Поместного собора. Здесь священномученик Митрофан был назначен председателем отдела Высшего церковного управления. Владыка, долгое время работавший над проектом восстановления Патриаршества, пламенно выступал на Соборе. «Нам нужен Патриарх,- говорил он в своей речи,- как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди». Призыв священномученика Митрофана был поддержан многими участниками Собора. После бурных дебатов решено было приступить к выбора Патриарха. Но церковная радость омрачилась новыми революционными выступлениями, с 28 октября Москва была объята гражданской войной. Волей Божией в те дни был избран Святейший Патриарх Тихон, поистине достойнейший, который смог в тяжелейшее для Церкви время сохранить управление церковным кораблем и уберечь его от гибели.

8 декабря в Астрахань вернулся с собора владыка Митрофан, радостно было встречено Рождество Христово в Успенском соборе. Но в ночь на 12 января 1918 г. город охватили ожесточенные бои между большевиками и казаками. Много храмов и духовенства потерпели от боевых действий, но особенно тяжкий крест выпал на долю владыки Митрофана. Центр обстрела жестокой бойни проходил возле Кремля, где находился архиерейский дом. Но серьезная опасность грозила владыке Митрофану не от выстрелов и снарядов, а от хранителей «нового революционного порядка». Они ворвались в квартиру епископа, и его с другими обитателями архиерейского дома все время держали под домашним арестом. После боев владыку отпустили и выдворили из Кремля. Он нашел временное пристанище в покоях епископа Леонтия, своего викария, в кельях Ивановского монастыря.

Но скорби для Церкви только начинались. 25 января 1918 г. был опубликован Декрет об отделении Церкви от государства, яростное гонение большевистских властей на Церковь. Астрахань охватило религиозное движение в защиту Церкви от гонений, состоялся сбор подписей отстаивающих права Церкви. Духовно возглавил это движение астраханский епископ Митрофан. Местное большевистское руководство увидев, какую опасность для их действий представляет владыка Митрофан, решило устранить его. 14 февраля они явились с винтовками и пытались арестовать епископа Митрофана за богослужением в Покровской церкви, но возмущенные богомольцы встали на защиту пастыря. Местных властей всерьез беспокоил объявленный им крестный ход. Такого величественного крестного хода давно не было в Астрахани. Литургию владыка Митрофан совершал вместе со своим викарным епископом Леонтием в церкви Рождества Богородицы. Около 11 часов во всех церквах раздался «красный» трезвон колоколов. Впереди несли хоругви, иконы, шли чинно, с молитвенными песнопениями по Московской улице к Гостино-Николаевской церкви. Возле Губернского садика была отслужена лития на братской могиле жертв январских боев. Когда крестный ход вернулся к церкви Рождества Богородицы, был отслужен молебен, громко и отчетливо были слышны слова владыки Митрофана. А 7 марта в контору губернской типографии «Астраханские епархиальные Ведомости» явились трое вооруженных винтовками. Они изъяли отпечатанные номера с материалами о гонениях на Православную Церковь, лишив Церковь печатного голоса.

В марте 1918 г. владыка Митрофан отправился в Москву на вторую сессию Поместного собора1. Здесь должен был обсуждаться вопрос о канонизации священномученика Иосифа. Выслушав доклад священномученика Митрофана, Собор принял постановление о прославлении святителя Иосифа Астраханского. Это была очередная духовная победа владыки. С именем священномученика Иосифа на устах многие священнослужители Астраханской Церкви, да и многих других епархий, шли на смерть за имя Христово, подгоняемые своими мучителями - новыми последователями Разина, которого обличал в своё время святитель Иосиф. Они и памятник поставили Разину на Красной площади в Москве, открыто объявляя о своем духовном родстве с этим разбойником. Как эти временщики могли смотреть на канонизацию священномученика Иосифа – только с нескрываемой злобою. Для них он был обличителем их беззакония, безгласным, но беспощадным. При упоминании его имени у них переворачивалось все внутри от бешеной злобы и бессилия. Вот почему и тот, кто больше всего потрудился в деле прославления нового угодника Божия, был не менее ненавистен для большевиков. Против владыки Митрофана была развязана настоящая травля.

Осенью 1918 г. разбитая на Северном Кавказе 11-я Красная Армия отходила к Волге и решила сделать в Астрахани свою крепость, выбрав астраханский Кремль. Военные власти занимали дома церковнослужителей, выселяя их с семьями. У архиепископа Митрофана через келейника потребовали освободить дом. Ход в собор для архиерея был закрыт вещами коменданта, в доме распоряжались военные, занимая все комнаты. Фактически владыка, не подчинившись решению властей, стал добровольным узником. Верующие решили спасти его, но владыка отказался спасаться бегством. Узнав от келейника, что власти хотят связать и выселить владыку принудительно, архиерей добровольно покинул Кремль. Покидая его, владыка Митрофан, у гробницы священномученика Иосифа просил святого угодника укрепить его на грядущие испытания.

10-11 марта 1919 г. в Астрахани вспыхнуло восстание рабочих, шли ожесточенные кровопролитные бои. Выступление было жестоко подавлено. За этим последовали массовые казни. Среди расстрелянных было не мало служителей церкви, так как их хватали в первую очередь, вместе с прежними промышленниками и представителями аристократии. 25 марта, в день праздника Благовещения владыка служил в Благовещенском монастыре, во время проповеди сказал о «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей», а после литургии он отслужил панихиду по невинноубиенным. Это был смелый шаг владыки. Он легко мог быть сам обвинен в контрреволюции и расстрелян. Власти и так до предела были обозлены на него. Владыка прекрасно понимал это, но не мог сойти с избранного им пути.

На 11(24) мая 1919 г. было намечено прославление священномученика Иосифа в Астрахани. Желая сорвать праздничные мероприятия, местные власти запретили проведение богослужений в Успенском соборе. Тогда, по благословению архиепископа Митрофана, торжество переносится в Знаменский храм, откуда, по окончании службы, к Кремлю отправился крестный ход. Верующие надеялись, что власть увидев их мирные намерения, пропустят шествие в Кремль к мощам священномученика Иосифа. Но у Пречистенских ворот военные власти выставили солдат с пулеметом «для устрашения», был открыт огонь по молящимся. Поколебались хоругви, земля обагрилась кровью. Тогда сохранил Господь архиепископа Митрофана. Но уже ждала его приуготованная чаша страданий.

25 мая (7 июня) в канун праздника Святой Троицы в первом часу ночи в дом протоиерея Григория Степанова, у которого ночевал архиепископ Митрофан, явились вооруженные люди. Предъявив ордер на арест владыки, они потребовали пойти с ними. Владыку обвинили в «хорошо спланированном белогвардейском заговоре» и поместили в камеры ЧК, что располагались в доме купца Степанова на набережной реки Кутум. Обвинение было лживым. Начались следствие и череда непрерывных допросов. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь на угрозы и уговоры дать против себя и других обвинительные показания. Страшный день – день казни наступил 23 июня (6 июля). Около трех часов ночи к камере, где содержался архиепископ Митрофан подошли комендант ЧК и караульный начальник. Комендант грубо толкнул ногой спавшего на койке владыку: «Вставай!» Архиерей встал и начал было надевать рясу, когда комендант схватил его за воротник рясы, крича, ухватил владыку за руку и потащил к двери, выходившей во двор. Здесь он ускорил шаг, не прекращая тянуть за собой владыку, в одном белье и босиком. Владыка, сделав несколько шагов, споткнулся и упал. Конвоир поднял его и повел к месту расстрела, где уже стояли трое с винтовками. Архиепископ Митрофан, увидев их, благословил по-архиерейски двумя руками. После этого солдаты отказались в него стрелять. Комендант, желая остановить благословляющего архиерея, ударил его рукояткой револьвера по правой руке. Затем, в ярости схватив его за левую часть бороды, и с силой рванув вниз, выстрелил в таком положении архиерею в висок. Стоявший поблизости и наблюдавший за всем председатель Губчека Атарбеков вытащил револьвер и выстрелил упавшему владыке в грудь, попав прямо в сердце. Кончина праведника и мученика за веру архиепископа Митрофана наступила в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Покровительницы и Хранительницы града Астрахани.

Верующим астраханцам в тот же день стало известно о казни архиепископа Митрофана со слов следователя ЧК А. П. Доктусова, который в ту ночь был на службе и стал свидетелем расстрела. Утром иподьякон владыки Митрофана, ничего не знавший о расстреле, отправился в ЧК с передачей. Конвоир, не приняв передачу, вместо объяснений, взяв его за рукав, подвел к окну караульного помещения. Через окно был виден внутренний дворик, на котором стояла повозка, накрытая рогожей. Иподьякон понял все. В тот же день был напечатан список всех, расстрелянных этой ночью, в их числе были упомянуты архиепископ Митрофан и епископ Леонтий. Мать владыки Митрофана в сопровождении соборян пришла в Губчека просить отдать ей тело расстрелянного сына, но их безжалостно изгнали. По милости часового они увидели повозку, наполненную телами под рогожей, и стоящую на солнцепеке. Стало известно, что всех расстрелянных отвезут за город, на свалку. Извозчики под большим секретом и за огромные деньги доставили тела убиенных архиереев в условленное место. Глубокой ночью около Красного моста тела архиереев Митрофана и Леонтия переложили в телегу и повезли к Покрово-Болдинскому монастырю. Здесь у свежевырытой могилы стояли верующие. Всем присутствующим открылась тяжелая картина: оба архиерея были в нижнем белье. Рубашка у архиепископа Митрофана была окровавлена у груди и у рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки синяк и кровоподтек, рука была сломана. Приготавливая архиереев к погребению, женщины вырезали окровавленные части рубашек и одели тела в приготовленное новое белье. Владыка Митрофан был облачен в священнические одежды, крест, к цепочке креста была прикреплена железная коробка, в ней записка с изложением обстоятельств кончины и погребения.

Ни гробов, ни архиерейских облачений достать было невозможно. О. Димитрий Стефановский служил погребение, все собравшиеся подпевали ему, прощаясь со своими архиереями. Первым в могилу положили епископа Леонтия, а сверху – архиепископа Митрофана, обоих завернули в простыни, засыпали землей, сделав на могиле небольшой холмик. Вскоре после погребения архиереев властям удалось узнать о месте их захоронения, напротив монастыря, в часовне на Красном бугре они установили слежку: кто из верующих ходит на могилу. Астраханцы, тайком приходившие по ночам на могилу убиенных архиереев, просили их помолиться у Престола Божия об избавлении Астрахани от террора безбожных властей. По молитвам убиенных святителей пришла долгожданная помощь. Позднее братия Ивановского монастыря на могиле архиереев поставила кирпичный памятник - аналойчик. Сюда приезжали многие астраханские архиереи, служил панихиды и священномученник Фаддей (Успенский). Видя это, богоборческая власть стремилась всеми силами искоренить в астраханцах память об их незабвенных молитвенниках.

В 1927 г. по особому распоряжению секретного отдела ВЧК были проведены специальные карательные мероприятия, с целью помешать служению панихид на могиле расстрелянных архиереев: аресты, ссылки в концлагеря священнослужителей. В 1930 г. памятник был разрушен малолетними преступниками. И все же верующие шли, старательно собирали кирпичики и складывали их на месте разрушенного памятника. Это продолжалось и в годы сталинских репрессий, и в тяжелые годы военного лихолетья. После войны прошел слух у перезахоронении убиенных архиепископов на городское кладбище. Следы могилы близ Покрово-Болдинского монастыря затерялись. Верующие стали ходить на кладбище, где рядом с братской могилой расстрелянных в марте 1919 г. астраханцев появился деревянный крест с надписью: «Архиепископ Митрофан и епископ Леонтий». Местные власти много раз уничтожали на кладбище крест, но он вновь появлялся на прежнем месте. Уже в 80-е годы не прекращались попытки закрашивать надпись на кресте, но верующие вновь старательно выводили имена архиереев. Только с крушением Советской власти появилась возможность открытого почитания астраханских новомученников. В 1992 г. на старом городском кладбище, на месте братской могилы появился большой памятный крест с именами расстрелянных архиепископа Митрофана, епископа Леонтия и других захороненных здесь. 26-27 декабря 2001 г. в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Св. Синода Русской Православной Церкви, на котором было решено включить в Собор новомученников и исповедников Российских XX века и представленного Астраханской епархией священномученика Митрофана (Краснопольского).

14 апреля 2002 г. в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани состоялось торжественное прославление этого нового угодника Божия.

Имя священномученика Митрофана очень почитаемо астаханцами. Успенский кафедральный собор, в день его памяти, 6 июля, всегда полон молящимися. Тянется струйкой поток верующих на место предполагаемого захоронения его на старом городском кладбище, где стоит памятный крест. Часто, очень часто прибегают астраханцы к месту расстрела священномученика Митрофана, ставшее в последнее время местом массового паломничества.

Священномучениче Митрофане, моли Бога о нас!



Расстрельная стена

Автор: игумен Иосиф (Марьян)

 
По теме
Архиерейское богослужение - Астраханская епархия ФОТО 27 марта 2024 года митрополит Астраханский и Камызякский Никон совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме п. Лиман.
Астраханская епархия
Снова поджигают заповедник! - Астраханский заповедник В Астраханской области потихоньку разгорается весна, а вместе с этим разгораются и пожары в дельте Волги.
Астраханский заповедник
Смелость на здоровье - ОДКБ им. Н.Н. Силищевой «Коробка храбрости» для самых смелых пациентов Областной детской клинической больницы им.
ОДКБ им. Н.Н. Силищевой
В Астраханском театре оперы и балета состоялся Совет по культуре при губернаторе АО - Газета Енотаевский вестник На обсуждение были вынесены вопросы о предстоящих событиях культурной жизни в Астраханской области Во время заседания работники культуры региона познакомились,
Газета Енотаевский вестник