Нередко можно услышать вопрос: В Театр кукол только с детьми ходят?
А ведь и правда, существует целый стереотип о театрах кукол – который не соответствует действительности. Так, в Астраханском театре кукол ставят не только детские спектакли, но и рассказывают истории для взрослых. Яркий тому пример — «Оркестр» Жана Ануя, или «Моцарт и Сальери». Ну, а если возле названия стоит маркировка 6+, это вовсе не значит, что спектакль подходит только для младшего школьного возраста – и сегодня мы расскажем, почему.
Для начала немного истории: первый из кукольных персонажей – Петрушка – появился на Руси еще в XVII веке и стал завсегдатаем шумных балаганов и ярмарок. Можно сказать, что кукла была неким шутом для народа. Чуть позже к нему присоединились куклы-марионетки и другие виды кукол, которые развлекали не только детей, но и взрослых. И уже спустя многие годы, особенно в советское время, театры кукол стали восприниматься как преимущественно детские. В настоящее время ситуация меняется – куклы заговорили на языке Пушкина, Достоевского, Гоголя…
Художественный руководитель театра кукол, режиссер Сергей Балыков свою позицию озвучивает предельно ясно:
«Театр кукол – это такой вид искусства, в котором можно ставить спектакли и для детей, и для молодежи, и для взрослых. Для театра кукол доступен абсолютно любой материал. Проживая эмоционально вместе с героями наших спектаклей их жизни и обстоятельства, мы получаем непрожитый опыт, который обогащает нас».
В продолжение этих слов — в репертуаре астраханских кукольников появляется все больше «взрослых» спектаклей. Театральным событием прошлого года стала премьера «Вий или Три ночи для Хомы», где куклы и актеры сосуществуют на сцене и вызывают недетский трепет.
Актеры-кукольники получают возможность выйти за рамки и даже сыграть драматические роли – что, безусловно, находит отклик как у них, так и у зрителей.
Артист Юрий Дубоносов взглянул на эту тему еще с одной стороны, подчеркивая: важно и детей не считать слишком маленькими.
«Современное поколение — это дети-индиго. И они настолько тонко все схватывают, что порой удивляешься: “Как ты все это понял?”. А они все понимают и могут увидеть всю глубину. Как-то моя жена пришла на спектакль “Тайна белого лотоса” (в нем много философии о жизни, смерти, любви) и после поделилась со мной своими наблюдениями: “Я увидела, как эти маленькие зрители стали внешне похожи на взрослых. Они даже смотреть начинали по-взрослому”. Поэтому, считаю, что детям важно давать серьезные, качественные вещи. Ведь задача театров для детей — заставить их думать и анализировать. И не просто так театры — это место для семейного времяпровождения. Постановки не только объединяют, но их потом можно обсудить всей семьей».
Ну, а теперь обратимся к самим спектаклям и составим некий топ-лист для взрослой аудитории.
«ВИЙ, ИЛИ ТРИ НОЧИ ДЛЯ ХОМЫ» (12+)
Одно из самых мистических произведений Гоголя оживает на сцене Театра кукол. Зритель попадает в мистическую атмосферу, где перед ним предстают таинственные маски, необычные декорации, пронизывающая музыка и игра света. Над постановкой трудились четыре месяца, уделяя внимание каждой детали.
Режиссер спектакля Сергей Балыков рассказывает:
« На примере “Вия” мы абсолютно зримо создали мир, который представляет из себя лысую гору с шабашем ведьм, желающих поглотить живые души и превратить их в мертвые. А еще у нас получилось интересное смешение жанров: с одной стороны, сатирический взгляд на образы, а с другой – та самая мистика, которая заложена в самом произведении, и тот серьезный взрослый взгляд на материал, от которого страшно-то, наверное, не будет, но надеемся, что будет страшно интересно».
«ТАЙНА БЕЛОГО ЛОТОСА» (6+)Литературной основой к постановке стала специально созданная для театра пьеса — по былинам, сказаниям и легендам Астраханского края. Эти предания собирались людьми на протяжении столетий, они отражают быт, обычаи и культуру народностей, населяющих земли Астраханского региона. Далее каждая история была бережно переработана автором, творчески осмыслена постановщиками, и вот уже на сцене ее оживили талантливые артисты. В постановке задействованы артисты живого плана, куклы разных систем, представлена современная хореография.
Артист театра кукол Георгий Бутусов отмечает:
«Это спектакль не для малышей: в нем звучит громкая музыка, в некоторых местах — затемнение, задействованы реалистичные куклы, танцы в масках»
«ФЛОРА ЗА ЖИЗНЬ» (16+)Темы и вопросы, затрагиваемые в спектакле, во многом философские, однако с большой долей юмора. Герои знают не понаслышке, что такое переселение душ. Вот только ни один из них и не думал, что станет тополем или шмелём…
Эту пьесу написала астраханская актриса и драматург Галина Лавриненко.
«ОРКЕСТР» (16+)Однажды вечером уютный театральный дворик превратится в летнее кафе курортного городка послевоенной Франции, где на эстраде развлекает публику маленький заштатный оркестрик. «Оркестр» собрал под одной крышей музыкантов – ярких пародийных персонажей. Они мечтали о сцене, славе, счастливой жизни, но реальность оказалась прозаичней грёз.
Возрастная категория у постановки — 16+. На сцене зритель увидит эксцентричную трагикомедию, яркую музыкальную историю с использованием кукол тантамаресок.
« МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» (12+)Моноспектакль Сергея Кичигина заставляет глубоко задуматься над извечными вопросами бытия: что есть добро и зло, любовь и ненависть, гений и злодейство. А музыка Моцарта погружает зрителей в особую атмосферу.
Сергей Кичигин исполняет роль Сальери. Его коллега – Моцарт – кукла, с которой он иногда ведёт диалог. Причём достаточно откровенный. Не уставая восхищаться гениальностью оппонента, главный герой постоянно меняет свои настроения, от принятия до гнева. Диапазон эмоций и делает спектакль особенно привлекательным. Переход из одного состояния (гениальность) в другое (сумасшествие) служит как бы аллюзией на вечный спор: талант – это дар или проклятие.
« СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ » (16+)Это яркое и динамичное зрелище, пронизанное завораживающей атмосферой легенд прошлого. Одновременно с куклами и актёрами в «живом плане» присутствует необычное световое и музыкальное оформление. А главной изюминкой спектакля является песочная анимация.
Но всё же главным в этом спектакле остаётся «авторское слово». Удивительное, точное, наполненное ярким видением окружающего мира «слово». Оно способно увлечь слушателя и перенести его в ночные степи Бессарабии, к одинокому костру на берегу моря, где древняя старуха Изергиль рассказывает нам не менее древние легенды о Ларре — сыне орла, презирающем всех людей и наказанном за свой эгоизм вечным одиночеством, и Данко — гордом сыне своего народа, вырвавшем из своей груди сердце во имя любви к людям.
« ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ» (6+)Не оставляет равнодушыми история выбора между богатством и живым, горячим сердцем, о мистической встрече бедного угольщика Петера Мунка с коварным Михелем-великаном и мудрым Хранителем клада.
На сцену выходят разные системы кукол: марионетки, тростевые и планшетные куклы. Зрелищность и даже мистичность добавляют маски и тени, театральный свет и музыкальное сопровождение.